Профессиональное обучение

ДАЕШЬ ПРОФЕССИЮ!

 

В 21 веке любой человек, если хочет быть востребованным в профессиональном плане на протяжении всей жизни, должен учиться постоянно. И профессия, полученная один раз и на всю жизнь, далеко не всегда гарантирует успешность в профессиональной сфере. Что для решения этой проблемы способна сделать школа, как она может организовать разнообразную профессиональную подготовку своих учеников – об этом на опыте ГБОУ Школы  № 1507.

 

Кассир-эксперт, слесарь по ремонту автомобилей, вожатый, оператор ЭВМ, собаковод. Что это? Нет, не будущее выпускников, это - профессии, которые уже сумели освоить наши ученики 7-10 классов без отрыва от учебы «обычной». С 2016 г. им выдано 106 свидетельств о профессии. Ведь Московская Школа сегодня – это не только уроки, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, но и разноплановые кружки, тематические субботы, а также - профессиональное обучение.

Основой работы в данном направлении является участие школы в городском проекте «Профессиональное обучение без границ», который в 2015 г. Департамент Образования предложил для образовательных учреждений столицы.  Одной из главных целей проекта является ранняя профессиональная социализация и расширение интереса школьников к трудовому и профессиональному обучению в условиях постоянно меняющегося рынка труда и роста конкуренции, определяющих растущую потребность экономики столицы в профессиональной мобильной молодежи. Проект предполагает возможность получить свидетельство о профессии уже в школе.

Откуда берутся партнеры для проекта? Выбор определяют три момента: шаговая доступность от школы; конструктивность предложений, присылаемых на электронный адрес школы; привлекательность предлагаемых профессий в глазах самих учащихся.

Именно таким образом подобрались наши партнеры по реализации проекта - Московский колледж бизнес-технологий, Московский городской педагогический университет, Технологический колледж № 34, Образовательный комплекс градостроительства «Столица» (последний – этот колледж как раз пример эффективного сотрудничества с профессиональной образовательной организацией, находящейся в шаговой доступности от школы).

Набор предлагаемых для обучения профессий? Конечно, большей частью зависит от наших партнеров. Но проводится и выявление запросов самих школьников. В результате список может корректироваться.

Так по многочисленным запросам было организовано обучение на профессию водитель. Кроме того, на следующий учебный год намечена подготовка школьников по профессиям: парикмахер, художник-оформитель, секретарь, мастер маникюра. Наибольшее количество желающих наблюдалось у 10-тиклассников именно на приобретение профессии водителя: 35% заявлений. Как говорилось выше, участвовать в проекте могут ученики с 7 по 10-й класс. И пока практика показывает большую заинтересованность девушек - в разные годы соотношение юношей - девушек варьировалось в рамках 20/30%-80/70%.

Как проходит набор желающих обрести профессиональные навыки? Через «рекламную» кампанию, которую ответственные за воспитательную работу, классные руководители и представители колледжей организуют по классам. Количество привлеченных определяют самые разные факторы: тут и понимание пользы профессии, и желание попробовать свои силы, и дух товарищества, а иногда совсем неожиданное – свидетельства первых вожатых внешне выглядели настолько внушительно, что на следующий год число желающих получить эту профессию резко увеличилось.

Получить свидетельство? Нет, просто за посещение занятий не получится. Здесь всё серьезно и по-настоящему. В конце обучения ребята проходят серьезные профессиональные экзамены на базе колледжей.  Популяризует значимость мастерства в любой специальности движение WorldSkills и JuniorSkills. По итогам года 4 новых обладателя свидетельств о профессии автослесаря выбраны колледжем для участия в этих конкурсах.

Ответим и на еще один возможно возникающий вопрос: успевают и справляются! За три года ни у одного участника проекта не было задолженностей по учебным предметам. Этого можно добиться за счет грамотного сочетания графика обычной учебы со сроками и местами профессионального обучения.

Другие направления? Да, возможны и развиваются. Так, сотрудничество с ОКГ «Столица» не ограничивается реализацией проекта «Профессиональное обучение без границ».  Уроки, кружки в самой школе и за ее пределами, организация изучения предмета «Технология» и профессионального обучения на базе колледжей - все нацелено на воспитание успешных в жизни, нужных стране и себе, талантливых людей.   Есть договоренность о проведении уроков технологии на базе колледжа по профессиям столяра, маляра, лепщика.

Еще одним направлением профессионального обучения школьников является развитие кружков технической и естественно-научной направленностей. Сегодня это направление - одна из приоритетных задач московского образования, поскольку в современном мире, как отметил в своем послании Президент: «важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы».

 И очень приятно, что у наших школьников такие возможности есть: из действующих в школе кружков более 50% -  технической и естественно-научной направленностей. Среди них: «Волшебный лобзик», «Через тернии к звездам», «Основы web-конструирования», практикумы по биологии, химии, физике. В плане на предстоящий учебный год – открытие кружка «Прототипирование и станки ЧПУ». (Конечно, для этого школа ведет работу по развитию и совершенствованию и своей материальной базы, и повышений квалификации педагогов).

Ну, а кроме кружков предстоит (как ответ на социальный запрос) открытие предпрофессионального инженерного класса с привлечением университета МИРЭА, академии ФСБ и технопарка «Слава».

Что же в итоге? Понимание, что школа сегодня не может ограничиваться «только знаниями», она может выполнять и другую важную задачу - готовить учеников к сознательному вхождению в их будущие профессии, формировать способность принимать ответственные решения, уметь ориентироваться в информационном мире новых технологий. И решение этой второй задачи не мешает, а наоборот - способствует более эффективному решению первой.