Столичная система образования переживает сегодня масштабные реформы, переходя в принципиально новый формат работы. В интервью “Ъ” заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова рассказала, почему московским школьникам сегодня сложно поступить в вузы, как город решает проблему нехватки мест в колледжах и как в городе растет спрос на среднее профессиональное образование.
— Одним из самых заметных событий в образовании в этом году стало участие Москвы в эксперименте по сокращению количества ОГЭ для школьников, решивших поступать в учебные заведения среднего профобразования (СПО). Как вы оцениваете результаты пилота?
— Результаты эксперимента нас, безусловно, устраивают — они оказались даже выше ожиданий на старте. Основным изменением в рамках эксперимента стала возможность для желающих поступить в колледжи сдать только два ОГЭ: по русскому языку и математике. Этой новой возможностью воспользовались 33% столичных девятиклассников — около 39 тыс. из 117 тыс. выпускников.
Поскольку эти ребята осознанно выбрали путь продолжения обучения в системе СПО, мы гарантировали им поступление на бюджетные места. Более того, мы ставили перед собой более широкую задачу: обеспечить каждому ребенку поступление не просто на вакантное место, а именно на то направление и специальность, которые он изначально для себя выбрал.
— Всем хватило мест именно на выбранных направлениях?
— На ряд направлений спрос абитуриентов превысил количество первоначально запланированных бюджетных мест. Наиболее востребованной в первую очередь оказалась сфера медицины.
Для решения этого вопроса мы обратились к федеральным вузам, имеющим в своей структуре колледжи (например, к Университету имени Сеченова, Университету имени Баумана и другим). В результате подписанных соглашений нам удалось дополнительно распределить контрольные цифры приема, создав в общей сложности около 500 новых мест.
Параллельно мы значительно увеличили и общее количество бюджетных мест. Если на старте проекта их было 37 тыс., то, увидев высокий интерес школьников к СПО, мы довели этот показатель до 47 тыс.
Вакантные места, не занятые москвичами, были перераспределены для абитуриентов из других регионов. В настоящее время в столичных колледжах обучаются 10 тыс. ребят из различных субъектов федерации. Этот факт наглядно демонстрирует, что Москва является образовательным хабом не только для высшего, но и для среднего профессионального образования.
— Были ли ребята, которые сдали четыре ОГЭ, могли пойти в 10-й класс и все равно решили поступить в колледж?
— Да, таких ребят было 6 тыс., причем около полутора тысяч из них продемонстрировали высокие академические результаты. Сегодня колледжи становятся все более привлекательными для мотивированных школьников с отличной успеваемостью, которые тем не менее сознательно выбирают построение карьеры через систему среднего профессионального образования. В частности, они выбирают креативные индустрии, где колледжи предлагают образовательные программы, сопоставимые по качеству с вузовскими по аналогичным направлениям.
— Какие гарантии были у школьников, что они поступят именно на выбранное направление?
— 47 тыс. бюджетных мест для 39 тыс. ребят, которым предоставлялись такие гарантии, позволяли производить тонкую настройку прямо в процессе приемной кампании. Мы мониторили, в какие колледжи и на какие направления подаются заявления, перераспределяли места и быстро адаптировались под запросы ребят.
— Как об этих изменениях узнавали сами абитуриенты? Кто предлагал им альтернативы и держал в курсе происходящего?
— Сами колледжи были в постоянном контакте с этими ребятами. Также была создана специальная единая приемная комиссия, которая общалась с выпускниками, их родителями, школами и СПО. Таким образом велся всесторонний переговорный процесс.
— Как в этом году проходило поступление в 10-й класс?
— Правила поступления в 10-й класс не менялись. Как и ранее, учебные заведения самостоятельно определяли минимальный проходной балл, вычисляемый как средний балл по результатам четырех ОГЭ.
При этом ряд школ вообще не устанавливали минимальный проходной балл и принимали всех, кто справился с итоговой аттестацией. Подобные учебные заведения представлены в каждом округе столицы, что гарантировало возможность продолжения обучения в 10-м классе для выпускников, не набравших необходимых баллов для поступления в свои школы.
— А если ребята просто перенервничали на экзамене и поэтому получили тройки?
— Стремясь снизить психологическую нагрузку на выпускников в период экзаменов, мы с самого начала предусмотрели для всех желающих возможность улучшить свои результаты. Учащиеся получили право дважды пройти бесплатную пересдачу ОГЭ в Центре независимой диагностики. Процедура ничем не отличалась от обычного экзамена, и уже с улучшенными результатами можно было подавать документы в 10-й класс. Такой возможностью воспользовались большинство ребят, 70% из них улучшили результат.
— Вы как-то оценивали удовлетворенность участников приемной кампании ее итогами?
— Конечно. Мы проводили опросы всех сторон. 85% родителей, чьи дети поступили в колледж, довольны и направлениями, и специальностью. 78% из них отдельно отметили, что их особенно устраивает возможность сдать два, а не четыре ОГЭ, потому что это снижает уровень стресса у ребенка и позволяет качественно подготовиться к русскому языку и математике. В целом у нас больше 60% родителей считают, что эксперимент должен быть продолжен и в следующие годы и стать постоянной практикой.
— Как в Москве решается вопрос устаревшей материальной базы колледжей?
— Сегодня в Москве функционирует 62 колледжа, но речь идет не о зданиях, а именно о юрлицах, у которых может быть несколько филиалов. Все они расположены в 200 зданиях, равномерно распределенных по городу.
Модернизация материально-технической базы колледжей ведется по нескольким ключевым направлениям. Приоритетом является оснащение лабораторий и мастерских, поскольку именно они формируют основу практической подготовки учащихся. До конца текущего года будет модернизировано 1,5 тыс. таких помещений, что составит 70% от всей учебной инфраструктуры. Полное обновление лабораторного фонда планируем завершить к 2027 году.
В капитальном ремонте сейчас находятся только три здания. Мы приняли принципиальное решение не ремонтировать маленькие, старые здания, многие из которых изначально и не подходили под нужды образования. Вместо этого мы поставили цель создать крупные образовательные кампусы или даже кластеры, которые в целом поменяют образовательные подходы. В Москве появится семь новых крупных колледжей. Самый большой — в Коммунарке. По пяти из них у нас идет проектирование на уже отобранных площадках, в следующем году планируем приступить к строительству.
Ребята из маленьких старых зданий переедут в новые крупные. Но укрупнять или, наоборот, разделять колледжи мы не планируем.
— Как при этом процессе сохраняется возможность студентам учиться недалеко от дома?
— При выборе площадок для строительства новых кампусов мы чуть ли не в первую очередь учитывали вопрос их транспортной доступности. Поэтому мы создаем их в удачных транспортно-пересадочных узлах, чтобы дети могли добираться туда без проблем из разных частей города.
— А как в старых зданиях учатся нынешние студенты СПО?
— Уже сейчас, не дожидаясь открытия этих крупных площадок, мы формируем центры коллективного пользования. Прямо на территории промышленной зоны мы открываем лаборатории, в которых дети из разных колледжей проходят длительную практику, по две-четыре недели оттачивая реальные навыки. А на теоретическую подготовку возвращаются обратно в свои колледжи. Благодаря такому подходу у ребят есть доступ к современному лабораторному оборудованию и станкам, а также возможность общаться с мастерами, которые работают на реальных производствах. В прошлом году мы запустили такую площадку в Руднево и скоро откроем еще две в Печатниках. Причем они рассчитаны на очень разные специальности — строительство, транспорт, индустрию гостеприимства и другие.
— Есть ли возможность проходить практику не просто на учебных площадках, а прямо на производстве?
— Конечно. Но в первую очередь они должны сформировать первичные навыки в учебных лабораториях, в условиях ничем не отличающихся от реального производства. То есть мы не можем отправить на предприятие студента, который ни разу не работал за станком и видел его только на картинке. Поэтому начиная с первого курса у ребят есть доступ к учебным площадкам, но и студенты третьего и четвертого курсов оттачивают и углубляют там свои навыки.
— Студенты могут совмещать учебу с работой по специальности?
— Большинство ребят на четвертом курсе уже работают. В целом около 70% студентов колледжей получают предложения о работе еще во время учебы. Для таких учащихся составляются индивидуальные учебные планы, которые встраивают работу в учебу на выпускном курсе и подготовку к экзаменам. Те же, кто не устроился к этому моменту на работу по профилю, продолжают учиться в группах по классической программе и отрабатывать навыки на учебных площадках.
— Когда речь заходит о колледжах на федеральном уровне, часто поднимается проблема нехватки педагогов. Достаточно ли в Москве специалистов?
— Мастеров действительно не хватает — это всегда было проблемой. Именно поэтому отчасти мы начали создавать учебные площадки внутри реальных производств, потому что привлекать туда работников предприятий в качестве мастеров легче. Мы активно работаем над решением этой проблемы, хотя это и непросто. Город ищет партнеров среди бизнеса и на предприятиях, договариваемся о специальных условиях для их специалистов, готовых обучать студентов. Крупные работодатели сейчас тоже заинтересованы в развитии СПО, потому что объективно испытывают потребность в кадрах. Мы и сами стараемся менять подходы к зарплате, создаем новые лаборатории и закупаем расходные материалы, чтобы специалистам было интересно работать с ребятами и они могли развивать свои компетенции. Людям становится интересно, и они постепенно идут к нам.
— Есть ли планы перенаправить в СПО как можно больше выпускников школ, чтобы они не получали высшего образования?
— Наша ключевая задача — создать условия для максимальной реализации способностей каждого московского школьника. Кто-то видит свой путь в университете, а кто-то — в получении практической профессии в системе СПО и быстром старте карьеры. Все дети обладают разными талантами и склонностями, и система образования должна помочь раскрыть потенциал каждого.
Для этого в Москве формируется мощная профориентационная среда. Мы стремимся как можно раньше познакомить учащихся с многообразием профессий, дать понимание структуры рынка труда и востребованных компетенций.
Таким образом, речь идет не о том, чтобы направлять детей по какому-либо пути, а о том, чтобы выстроить систему, в которой каждый школьник сможет осознанно выбрать образовательную траекторию, наилучшим образом соответствующую его интересам и ожиданиям.
— Вузы относятся к сфере управления федерального, а не регионального правительства. Вы отслеживаете доступность высшего образования для московских школьников?
— Несмотря на то что кажется, что вузов в Москве больше всего, московским школьникам сложнее всех в стране поступать в вузы. Потому что они вынуждены конкурировать с лучшими выпускниками со всей страны. Средний проходной балл в столичные вузы заметно выше (в среднем на 10 баллов), чем по стране (64 балла в среднем по другим регионам и 73 в Москве).
С другой стороны, и возможностей получить качественное образование у нас гораздо больше. Мы, к примеру, развиваем в школах предпрофессиональные классы. С 2021 года в рамках профильного обучения мы открываем 10-е и 11-е классы с уклоном на определенные специальности. В таких классах ученики углубленно изучают те предметы, по которым планируют сдавать ЕГЭ и поступать в университет, а также знакомим школьника с выбранной профессией. Погружение очень активное, чтобы ребята не испытывали иллюзий и не разочаровывались во время учебы в вузе, что выбрали не тот профессиональный путь. Больше трети детей сейчас учатся именно в таких классах, 40% старшеклассников. Направлений несколько: инженерные классы, IT-классы, медицинские, педагогические, предпринимательские классы, медиаклассы. Самый большой интерес — к IT, инженерным и предпринимательским.
— Можете привести примеры погружения школьников в профессию?
— Ученики инженерного класса обязаны параллельно с учебой в школе получить в колледже профессию чертежника. Потому что для инженера это базовый фундаментальный навык. Те, кто учится в педагогическом классе, проходит практику в школах, занимаются с детьми. Большой процент времени уделяется и подготовке проектов на площадках вузов-партнеров. Такие ребята показывают очень хорошие результаты на ЕГЭ — среди них много стобалльников. Более того, они за два года успевают наладить связь с вузами, участвуют во внутренних олимпиадах, что помогает им набрать дополнительные баллы при поступлении. За счет этого проекта мы в том числе существенно увеличили долю московских детей в медицинских вузах.
Второе, чем мы занимаемся в этом направлении,— это олимпиадное движение. Практически половина всех победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников — это московские дети. В этом году таких более 1,8 тыс. человек — все они могли гарантированно поступить в вузы без конкурса.
— Есть ли в Москве нехватка педагогических кадров в школах?
— Острой проблемы нет, но всегда бы хотелось обновления и увеличения числа молодых учителей. В образовательных учреждениях работает около 100 тыс. педагогов, из них 58 тыс.— это учителя, подавляющее большинство из них женщины. Средний возраст 45 лет, что в целом неплохой показатель по стране. Достаточно много молодых педагогов, около 12 тыс. человек.