Психологическая готовность к школе - это желание получать знания, умение сосредоточиться, выполнять задание, данное учителем. Определенный уровень развития внимания, мышления, памяти, воображения, это достаточно обширный набор знаний об окружающем мире и развитая речь. Психологическая готовность к школе не возникает сама собой при выполнении учебных заданий - она формируется всей дошкольной жизнью ребенка. Если в течение шести-семи лет развитию ребенка не уделялось должного внимания. Мало читали, с ним не играли, не рисовали, у родителей не находилось времени поговорить с сыном или дочерью, будет сложно скорректировать такую ситуацию за несколько месяцев.
Проверьте, владеет ли ваш ребенок достаточным запасом знаний.
Предлагаю вам тестовую беседу, которая направлена на диагностику уровня психосоциальной зрелости ребенка (автор Банков С. А.). Вы сами легко оцените результат. Может ли ребенок классифицировать, обобщать и выделять существенные признаки? Может ли внятно изложить свою точку зрения? В ходе опроса также выявляется уровень сформированности мотивов учения.
Вопросы для беседы:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
3. Где ты живешь? Назови свой адрес.
4. Кем работают твои папа, мама?
5. У тебя есть сестра или брат?
6. Посещаешь ли детский сад?
7. Твое любимое занятие в детском саду?
8. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
9. Сейчас утро или вечер?
10. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь, ужинаешь?
11. Какое сейчас время года?
12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
13. В какое время года на деревьях появляются листья?
14. Чем отличается день от ночи?
15. Что остается на земле после дождя?
16. Каких птиц ты знаешь?
17. Каких животных ты знаешь?
18. Кто больше — корова или собака?
19. Что больше — 9 или 6, 5 или 8?
20. Хочешь ли ты сам(а) пойти в школу?
21. Как ты думаешь, что интересного будет в школе? Зачем в школе нужны звонок и парта?
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов:
1. За правильный ответ на все подвопросы ребенок получает 1 балл.
2. 0,5 балла ребенок может получить за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
3. Контрольные вопросы № 2, 3, 21, 22 оцениваются следующим образом:
№ 2 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет, - 1 балл; если называет года с учетом месяцев — 3 балла;
№ 3 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла; неполный - 1 балл.
№ 21 - за каждое правильное применение - 1 балл;
№ 22 - за правильный ответ - 1 балл.
Если ребенок по 21 вопросу набрал не менее 3 баллов, дал положительный ответ, отмечается положительная мотивация к обучению в школе.
4. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: «Мама работает врачом». Неверными считаются ответы типа: «Мама работает на работе».
Оценка результатов собеседования: если ребенок получает 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым;
дети, набравшие 20-24 балла, считаются средне-зрелыми;
дети, набравшие 15-20 баллов, имеют низкий уровень психосоциальной зрелости.
Уважаемые родители, помните, что первый класс-это основная ступенька развития вашего ребенка в социуме. От того как с Вашей помощью он сможет адаптироваться в новом коллективе, зависит как пройдут его школьные годы, а это не малая часть жизни любого человека. Счастливого пути по дорогам знаний!
https://www.youtube.com/embed/JmffnsnHUyM