Учительская газета. №33 от 14 августа 2018 г 14.08.2018

В поисках тайн и даров Вулкана. Олеся СОРОКИНА, старший воспитатель школы №1507; Елена ГРИГОРЬЕВА, Лилия САВИЦКАЯ, воспитатели школы №1507

В окружающем нас мире так
много интересного! А для
детского пытливого ума -
особенно! Как же сделать
доступными для сознания детей
емкие понятия и явления,
которые, в силу своей
сложности, не всегда открыты
им? Как выразить на языке
реальной жизни ребенка эти
знания?
оиску ответов на заданные
вопросы был посвящен со-
зданный нами по инициативе
детей проект «Все о вулкане и по-
лезных ископаемых». Именно такие
многогранные явления, как вулкан и
несметные богатства недр Земли,
вызвали глубокий интерес и бурные
эмоции у воспитанников подготови-
тельной группы.
Решение задач экологического
воспитания и образования застави-
ло нас задуматься о том, как препод-
нести детям новые знания в доступ-
ной и интересной форме. Ответ был
однозначен: конечно, в форме игры.
Но игра в познании без фактов - это
скучно. Поэтому мы приняли реше-
ние соединить игру и теоретические
знания детей в проект, который
строится на интересных логических
и словесных, подвижных и театраль-
ных играх, экспериментах и опытах.
Сочетание игровой и поисковой
деятельности - почва для создания
благоприятных условий в деле раз-
вития дошкольников. В формирова-
нии навыков познания мы уделили
большое внимание эксперименти-
рованию. Экспериментирование для
ребенка не только игра, перевопло-
щение, но и особый способ освоения
действительности, узнавания ново-
го. В данном случае ребенок стано-
вится участником и носителем пред-
метно-практической деятельности.
В этом предметно-практическом
взаимодействии предметы в боль-
шей степени выражают свою суть,
скрытую в повседневной жизни. На-
глядность, открытость эксперимен-
та вовлекает детей в исследование
и получение результатов. Эти же
принципы привели к рассмотрению
вулкана с иной точки зрения.
В традиционном понимании вул-
кан выступает как грозная, уничто-
жающая природу и человека сила. В
ходе реализации проекта маленьких
исследователей стали волновать
вопросы: Может ли энергия вулкана
быть полезной людям? Как ее ис-
пользовать в мирных целях? И что
для этого человечество может при-
думать?
И тогда зародилась идея квест-
игры - одного из мероприятий по ре-
ализации заданного проекта, кото-
рое стало лауреатом конкурса мето-
дических разработок педагогов
«Экологическое образование и вос-
питание» Городского экологическо-
го фестиваля «Бережем планету
вместе». Как же все начиналось?
Изучение подземных богатств
привело нас к изучению вулкана
как многогранного явления приро-
ды. Работой над проектом заинте-
ресовались и родители, которые
оказывали всестороннюю помощь
и поддержку. Помимо работы с на-
учной информацией мы подходили
к раскрытию данной темы творчес-
ки. Так у нас родился сам вулкан,
образ-макет, который выступает в
играх, сказках, экспериментах и
опытах. Благодаря заинтересован-
ности детей и их желанию продол-
жать приключения проект разви-
вался дальше.
Мы сочинили сказку о нашем ге-
рое. Вернее, сказ на старославянс-
кий лад, который получил название
«Сказ о царице Природе и славном
сыне ее, князе Вулкане». Сказ тре-
бовал преобразования макета. Вул-
кан ожил, стал светиться и извер-
гаться.
Знакомство с профессией вулка-
нолога и придумывание его костюма
нас вдохновило, и зародилась идея
очередного эксперимента. Чтобы
продемонстрировать свой экспери-
мент, мы обратились к игре как ве-
дущей деятельности ребенка. Инте-
рес вызвала квест-игра, актуальная
и популярная среди школьников, но
малоизвестная дошкольникам. Эта
форма игры дает возможность де-
тям научиться применять получен-
ные знания и навыки, почувствовать
себя единой командой, учит их ана-
лизировать, обобщать и делать вы-
воды, что необходимо для дальней-
шего обучения в школе.
Этапы квеста «В поисках даров
вулкана» связаны одной общей иде-
ей: вулкан - природное явление, пре-
доставляющее человечеству не-
сметные богатства.
Найденный на прогулке при рас-
копках снега чемодан с кодовым
замком заставил детей задуматься
и решительно идти к цели по наме-
ченной схеме, выполняя одно за
другим нелегкие задания. Рас-
шифровав код, дети открыли чемо-
дан и нашли в нем загадочное
письмо с заданиями и пробирку с
неизвестной массой. Прочитав
схему, ребята отправились в «Му-
зей полезных ископаемых», где,
разгадав кроссворд, получили сле-
дующее задание и приступили к
постройке лабиринта в поисках за-
гадочного сундука. Следующее за-
дание привело ребят в лаборато-
рию вулканологов, где они постро-
или трубопровод для использова-
ния энергии вулкана. Детский
азарт достиг кульминации при про-
ведении эксперимента, который
привел к получению электричества
и возгоранию лампочки в домике.
Увидев свет, загоревшийся в из-
бушке, дети пришли в неописуе-
мый восторг и почувствовали себя
настоящими волшебниками.
В ходе эксперимента дошкольни-
ки самостоятельно сделали вывод:
энергию вулкана можно использо-
вать в мирных созидательных целях.
Значит, вулкан может приносить не
только вред, но и пользу. Сделав вы-
воды о пользе вулкана, дети напра-
вились к последнему пункту назна-
чения и встретились с богом Гефес-
том, от которого узнали тайну про-
бирки с неизвестной массой.
Пытливые детские умы заставля-
ют нас придумывать все новые и но-
вые формы совместной деятельнос-
ти. Их жажда знаний и стремление
познавать рождают новые идеи.
Эмоциональный настрой детей и их
желание исследовать неизведанное
помогают нам создавать новые и но-
вые проекты.
Наши приключения продолжают-
ся! Мы стремимся к новым откры-
тиям!
Олеся СОРОКИНА,
старший воспитатель школы №1507;
Елена ГРИГОРЬЕВА,
Лилия САВИЦКАЯ,
воспитатели школы №1507