Все началось с давних
дружеских связей одной
из наших школ с учителями-
волонтерами из Дании.
В декабре 2014 года
состоялся визит директора
и учителей
общеобразовательной
средней школы маленького
и славного города
Сёндерборг в Дании.
По итогам встречи родился
проект сотрудничества
«Диалог культур».
пределив целевую
аудиторию 8-9-х клас-
сов - участников проек-
та, мы начали делать наши пер-
вые шаги в этом направлении:
обменялись адресами элект-
ронной почты, зарегистрирова-
лись на портале Padlet.com,
вывесили там небольшие пре-
зентации о себе, и понеслось...
Мы проводили регулярные
встречи онлайн, на которых об-
суждали разные, но в равной
степени интересные для ребят
из Дании и России темы. Это
были и виртуальные экскурсии
по столицам двух стран, и рас-
сказы о своем хобби и своем
городе. После общения в режи-
ме онлайн мы получили пригла-
шение от датской стороны по-
сетить Данию, город Сёндер-
борг и ознакомиться с образо-
ванием Дании, культурой и об-
разом жизни датчан. Команда
из 11 школьников и 2 учителей
посетила Данию в ноябре 2015
года. Все было новым и неожи-
данным. Наши дети были в вос-
торге. Программа была насы-
щенная и во многом интерак-
тивная. Каждый день в Дании
был днем-проектом. Например,
в Музее войны 1864 года в Сён-
дерборге ребята смогли поуча-
ствовать в реконструкции од-
ной из битв, примеряя на себя
форму датских солдат, заря-
жая ружья той эпохи и жаря
блины на открытом огне и тут
же пробуя их. На следующий
день вместе готовили датское
национальное блюдо и затем
дегустировали его.
В апреле 2016 года состоял-
ся ответный визит датских
школьников из г. Сёндерборг в
нашу гимназию. 18 датских
школьников и 2 учителей гости-
ли в семьях наших ребят и учи-
телей. В программе были посе-
щение Музея 43-й армии в на-
шей гимназии, совместные
уроки и просмотр сказки «Зо-
лушка» на английском языке.
Далее программа включала
брифинг в посольстве Дании в
России, на котором посол Да-
нии рассказал ребятам о 500-
летней истории российско-дат-
ских отношений. Конечно, в
программе были и обзорная
экскурсия по Москве с посеще-
нием храма Христа Спасителя,
Красной площади, экскурсии
по территории Кремля и посе-
щение Успенского собора. Вы
спросите: на каком языке об-
щались датские школьники с
ребятами из нашей гимназии?
Конечно, на английском! И не
только общались, но и подру-
жились, и думаю, что, когда вы-
растут и станут взрослыми, бу-
дут вспоминать Москву и очень
теплый прием в московских се-
мьях!
Датчане улетели. Волнения
улеглись. Как-то я зашла в
класс к ребятам и увидела на
доске подтверждение того, что
проект состоялся и успешно ре-
ализован. Классный руководи-
тель попросил ребят нарисо-
вать на листе бумаги формата
Диалог культур
на языке дружбы
Международное и межрегиональное сотрудничество
А4, что удалось и запомнилось
в учебном году. На каждом ри-
сунке я увидела Данию, улыб-
нулась и подумала, что все не
зря....
Через год в нашем проекте
«Диалог культур» появилось
направление «Восток». И шко-
лой-партнером стала харбинс-
кая старшая средняя школа
№6 в Китае. Мы приняли деле-
гацию китайских школьников и
учителей в нашей гимназии и
посетили харбинскую старшую
среднюю школу №6 и столицу
Поднебесной - Пекин. Харбин
является воплощением слия-
ния двух культур: китайской и
русской. Этот город не похож
на весь остальной Китай.
Здешние традиции, кухня и ар-
хитектура имеют свою изюмин-
ку. Китайские фонарики, вися-
щие на огромных, в два челове-
ческих роста матрешках, не-
привычные нашему глазу паго-
ды, мирно соседствующие с
домами русской архитектуры
XIX века (такие же здания мож-
но увидеть в центре Москвы),
веселые и дружелюбные китай-
цы, поющие вам «Катюшу» на
русском языке, и, наконец,
главная пешеходная улица в
городе, которая, как и в Моск-
ве, называется Арбат, - все это
произвело на нас весьма силь-
ное впечатление. Одним из са-
мых ярких событий было посе-
щение острова Солнца и парка
тигров. Семьи китайских
школьников приняли наших ре-
бят очень тепло, и было очень
тяжело расставаться. Особен-
но запомнилась местная кухня.
Устройство школы было для
наших учеников новым и очень
интересным, а китайские ребя-
та и учителя сделали эту поезд-
ку незабываемой. По отзывам
наших ребят, Харбин покорил
их сердца, и они очень хотят
вернуться туда снова.
В этом учебном году меж-
дународное сотрудничество
расширилось, и наряду с хар-
бинской школой мы заключи-
ли соглашение с чешской гимназией имени
Карела Чапека. Общение началось с телемо-
ста с нашими новыми друзьями из города Доб-
ржиш, Чехия. Телемост был посвящен гряду-
щим праздникам: Новому году и Рождеству.
Языки встречи - русский и английский. Встре-
ча проходила в теплой и непринужденной об-
становке.
В апреле мы были в Чехии, а уже в мае прини-
мали чешскую делегацию в нашей школе. В
один из дней пребывания чешских гостей в Мос-
кве был запланирован «День в школе». Силами
наших ребят были проведены мастер-классы по
росписи досок под Гжель, по изучению русских
народных песен, по изготовлению пельменей и
по русским народным играм. После окончания
мастер-классов последовал обед из пельменей,
приготовленных собственноручно нашими и
чешскими ребятами. Вторая половина дня про-
шла в Измайловском кремле. Наши ребята с
чешскими гостями побывали на развлекатель-
ной фольклорной программе «Традиции русско-
го гостеприимства» в кремле в Измайлово. Ря-
женые девушки рассказали, а также продемон-
стрировали под звуки баяна, как водили хорово-
ды с караваем на Руси. Ребята разучивали рус-
скую кадриль, играли в оркестре на русских на-
родных инструментах. Были также зажигатель-
ные игры в русских традициях. 31 мая чешские
гости улетели домой. Улетели и
увезли с собой самые яркие
впечатления о нашей любимой
Москве, русском гостеприим-
стве и своих сверстниках из
России. Можно с уверенностью
сказать: диалог культур на язы-
ке дружбы состоялся! И состо-
ялся проект исключительно
благодаря совместным усили-
ям наших ребят, родителей и
педагогов!
В рамках межрегионального
сотрудничества партнер нашей
школы - Морозовская средняя
общеобразовательная школа
Великоустюгского района Во-
логодской области. В рамках
межрегионального сотрудниче-
ства состоялся обмен группами
школьников и учителей в фев-
рале и апреле этого года.
Проект «Диалог культур»,
сохраняя структуру и преем-
ственность, каждый год напол-
няется и новым содержанием.
Взаимодействие нашей школы
и школ-партнеров способству-
ет воспитанию учеников, кото-
рые интересуются культурой и
историей, межкультурному об-
мену, ломке стереотипов и
предрассудков между народа-
ми. В результате обменов визи-
тами со школами других стран
наблюдается интересная тен-
денция. Мы не только изучаем
опыт зарубежных коллег, но и
сами можем многому научить.
И нам очень важна оценка на-
шей работы коллегами из дру-
гих регионов и стран.
Ольга МОСТЫНЕЦ,
заместитель директора по
воспитательной работе и
дополнительному образованию
школы №1507