Если у ребенка нарушен почерк, считается
ли это заболеванием, органическим
нарушением или это слабый
несформированный мелкомоторный навык?
Что может послужить причиной нарушения
почерка?
овременные педагогические и медицин-
ские диагностические методы исследо-
вания могут определить, является ли это
заболеванием или несформированным навы-
ком и каковы причины.
Рассмотрим нарушение почерка как заболе-
вание - писчий спазм.
Описано оно впервые было в середине про-
шлого столетия, но у детей и подростков это за-
болевание не диагностировалось. Называли его
по-разному: профессиональная дисграфия, гра-
фоспазм, спазм писцов и прочее. Со временем
остановились на названии «писчий спазм». Счи-
талось, что этим недугом страдали люди, чья
профессия требовала большого объема письма.
Но было замечено, что страдали им только те,
кто писал торопливо и с волнением. Стало ясно,
что писчий спазм настигал тех, кто обладал хо-
рошим почерком.
Резкое увеличение учебных нагрузок, нарас-
тание темпа проведения урока, гиподинамия -
все эти немногочисленные факторы определя-
ют различные нарушения у школьников. И пис-
чий спазм основательно укореняется среди
школьных неврозов.
Если показать приблизительный портрет со-
временного школьника, страдающего писчим
спазмом, то выглядеть он будет так: исполни-
тельный, чаще всего педантично аккуратный
ребенок, пишет медленно, стараясь выводить
каждый элемент букв. Если ребенок вынужден
увеличить скорость письма, он начинает нервни-
чать, появляется дрожь в руке, и ребенок не
может продолжать писать. Это не симуляция, не
осознанный отказ от письма. Это заболевание.
И ребенок сам от него страдает, ищет помощи,
добросовестно старается исполнять рекоменда-
ции педагога, логопеда, дефектолога, невроло-
га. Необязательные, легкомысленные, суетли-
вые, непоседливые, с плохим неустойчивым
почерком писчим спазмом не страдают.
В моей педагогической практике были дети с
разным почерком, но об одном ученике хочу
рассказать. Мальчик рос в полной любящей се-
мье. Педагоги не могли нарадоваться. Он был
исполнительным, аккуратным, очень обязатель-
ным, учился отлично, пользовался уважением и
авторитетом одноклассников. Правда, мама
временами замечала, что мальчику трудно, он
предъявляет к себе завышенные требования.
«Так надо. Хочу быть лучше дедушки. А для это-
го надо предъявлять к себе самые высокие тре-
бования и уметь исполнять их на «отлично».
Стоит заметить, что дед мальчика был извест-
ным ученым, академиком. С младенчества ре-
бенку в семье ставили в пример дедушку, гово-
ря: «Вот будешь слушаться, стараться, будешь
известным, как дедушка!» И это «заклинание»
сопровождало ребенка все его детство. Пока
родители не столкнулись с серьезной психоло-
гической проблемой у ребенка. Стараясь испол-
нять все на «отлично», мальчик стал выбивать-
ся из школьного ритма на уроке. Особенно это
касалось письменных работ. Чем дальше, тем
сложнее. Однажды при выполнении заданий
олимпиады по математике у мальчика появи-
лась дрожь в руке, дрожь нарастала, и ручка
выпала из руки. Ребенок не смог взять ручку и
продолжить писать. Его охватил панический
ужас. Почему рука отказывается держать руч-
ку? Как он выполнит олимпиаду? Он не получит
отличного результата. Ему опять будут ставить в
пример дедушку. Я остановила работу ребенка,
разрешив ему решать устно, а ответы записыва-
ла сама. Меня очень заинтересовал этот случай,
так как все остальные действия правой рукой у
ребенка не вызывали трудностей: книжка из
руки не выпадала, ложку держал в руке крепко,
молнию на куртке застегивал без затруднений.
Я предложила ему закрыть дверь на ключ пра-
вой рукой, задание сделал быст-
ро и легко. Но как только я пред-
лагала взять ручку, карандаш,
фломастер, картина повторя-
лась. Мальчик очень боялся при-
знаться родителям, что у него по-
явилась странная проблема. И
одноклассники не понимали, ба-
луется он или заболел. В следую-
щие несколько дней ребенок от-
казывался идти в школу, каприз-
ничал дома, старался избегать
всяких разговоров и объяснений
с родителями. Нарушился сон,
аппетит, он стал раздражитель-
ным, вспыльчивым. Пора было
мне вмешаться. Я понимала, что
этот странный недуг по симпто-
матике очень похож на писчий
спазм. Но в институте мы не изу-
чали проблематику этого заболе-
вания. В специальной литературе
я не встречала его описания. Как
мне разговаривать с родителями,
как объяснить важность прохож-
дения диагностики и определе-
ния проблемы, если я сама не
владею предметом разговора.
Надо суметь убедить родителей
оказать помощь ребенку. Но
само слово «психиатр» вызывало
у родителей панику. В этом слу-
чае важен конструктивный диа-
лог с родителями. Я настояла на
прохождении обследования ре-
бенка у психиатра и определении
причины «странного недуга». Ро-
дители обратились за консульта-
цией к детскому психиатру. Пос-
ле исследования неврологичес-
кого статуса и прохождения элек-
тронейромиографии и МРТ с це-
лью исключения органической
патологии ребенку были назначе-
ны медикаментозная терапия и
кинезиотерапия. Дело пошло на
поправку. На фоне лечения мы
тренировали навык письма, учи-
лись заново писать. Сначала на
бумаге с разлиновкой писали
фломастером черточки, кружоч-
ки, далее элементы букв, буквы и
слова. Через 4 месяца упорного
труда и восстановительного ле-
чения ребенок вернулся в обыч-
ный ритм школьной жизни.
Еще в середине прошлого сто-
летия писчий спазм считался не-
излечимым расстройством, как
лечить его не знали. При работе
над этой статьей мне попалась
интересная монография В.М.Га-
башвили, посвященная писчему
спазму. Он лечил своих пациен-
тов сном, 14-16 часов в сутки.
Возможно, это неплохое лечение
не только писчего спазма. В то
время, когда не было конкретного
лечения писчего спазма, психоте-
рапевты пробовали переучивать
больных писать другой рукой. Но
из практики получалось, что пис-
чий спазм скоро переходил и на
другую руку. Этих людей относи-
ли к инвалидам. Это был приго-
вор, они уже не могли продолжать
дальше свое образование.
Психотерапевты относят пис-
чий спазм к неврозам. Современ-
ные возможности психотерапии и
фармакотерапии безграничны, и
нет сегодня ни одного случая,
когда от писчего спазма нельзя
было бы избавиться.
Юлия ПАРШУКОВА,
педагог-психолог школы №1507