Разработка Детской Хартии Земли в мыслеобразах 18.02.2018

Информация о ходе работы экспериментальной площадки ФГБНУ «Института стратегии развития образования Российской академии образования» на базе ГБОУ Школы №1507 на тему: «Конструирование дидактических средств успешной социализации детей в глобальном мире (разработка Детской Хартии Земли в мыслеобразах)»

Актуальность темы эксперимента связана с разворачивающимся во всем мире образованием для устойчивого развития, направленным на формирование ценностей и этических установок деятельности, которые позволят цивилизации справиться с нарастающим экологическим кризисом на планете. В нашей стране, согласно Распоряжению Правительства РФ от 18.12.2012 №2423-р; 23.01.2014 г. №64-р., формирование модели экологически устойчивого развития России, обеспечение национальной безопасности страны в глобальном мире невозможны без решения задачи повышения качества экологического воспитания молодежи.

Хартия Земли – это международная декларация основополагающих принципов и ценностей для создания справедливого, устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Она направлена на пробуждение во всех людях нового чувства взаимозависимости и общей ответственности за благополучие всех людей, всего живого сообщества и будущих поколений. Текст Хартии был создан в процессе шестилетнего всемирного обсуждения (1994—2000 гг.) с целью выработки всеобщего консенсуса о ценностях и принципах устойчивого будущего. Заключительный вариант текста Хартии Земли был принят на собрании Комиссии Хартии Земли в штабе ЮНЕСКО в Париже, в марте 2000 г.

Цель экспериментальной работы – разработать систему дидактических метафор, которые помогли бы адаптировать текст Хартии к психологическим особенностям его восприятия и понимания детьми разного возраста, начиная с дошкольного.

Определен творческий коллектив исполнителей эксперимента, в который вошли педагоги, заинтересовавшиеся проблемой. Научный руководитель – доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования Е.Н. Дзятковская. Организационно-методическое сопровождение – кандидат биологических наук, учитель биологии В.П. Александрова.

В 2017/2018 учебном году начал работать постоянно действующий семинар «Обновление общекультурного содержания общего экологического образования» для педагогов, занятых в экспериментальной деятельности. На семинаре были рассмотрены цель, задачи, гипотеза экспериментальной работы, определены исходные теоретические основания, ход и планируемые результаты экспериментальной деятельности, схема и этапы исследований. Обсуждаются ключевые идеи каждого раздела Хартии Земли, формы его наглядно-образного представления.

Подготовлен и проведен августовский круглый стол, посвященный вопросам экологического воспитания на основе Хартии Земли.

По результатам первого полугодия экспериментальной работы, в ходе дидактических исследований по педагогической адаптации текста Хартии Земли разработан проект макета Преамбулы Хартии Земли. В подготовленной разработке принимали участие как учителя, так и учащиеся. В этих целях проведен конкурс рисунков детей по созданию мыслеобразов Хартии Земли. Учащиеся участвовали во Всероссийском конкурсе «Изобретаем для устойчивого развития» (одна работа удостоена диплома I степени). Организовано участие школьных и дошкольных подразделений ГБОУ Школы № 1507 в проведении и съемках уроков “World’s largest lesson”. Уроки были посвящены 17 Глобальным целям цивилизации и строились на этических принципах Хартии Земли. По результатам работы педагоги были удостоены сертификатов UNICEF.

Работе экспериментальной площадки была посвящена статья в научном реферируемом журнале «Отечественная и зарубежная педагогика» (2017. Т.2. №4(42). С. 151-164).

В ближайшие задачи экспериментальной площадки входит включение вопросов методики преподавания Хартии Земли в международные контакты ГБОУ Школы № 1507 с зарубежными школами – партнерами (Китай, Чехия); подготовка педагогических чтений на тему «Хартия Земли в предметных областях».

Положительные результаты и перспективность проводящихся исследований привлекли внимание Межрегионального сетевого партнерства педагогов «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» (пилотный проект программы УНИТВИН/ЮНЕСКО), которое предложило школе стать ассоциированной стажировочной образовательной организацией сетевой кафедры ЮНЕСКО Института стратегии развития образования РАО.